evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

О происхождении языка и человека.

Оригинал взят у westaluk
Оригинал взят у ltraditionalist


Чаще всего научно-позитивистские пеории происхождения языка носят какой-то легкомысленный, чарли-чаплинский характер: теория "вау-вау" (язык якобы возник в результате звукоподражания животным, птицам и т. п.); теория "ням-ням" (слова языка - это якобы результат первоначального детского лепетания); теория "ой-ё-ёй" (всё якобы началось с непроизвольно произносимых звуков и выкриков) и т. д.

Некоторые исследователи утверждают, что раскрытие психолингвистических функций могло быть связано с включением псилоцибина [1] в пищу древнего человека. Эта гипотеза уже ближе к истине.

"Язык, - писал ещё в 1843 году основоположник языкознания немецкий лингвист К. Гумбольдт, - не может возникнуть иначе, как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно всё, что делает его единым целым" (цит. по: Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. - М., 1983, с.25). Такие случаи мгновенного обретения нового языка называются глоссолалией. Глоссолалия (от греческих слов glossa - "язык" и laleo - "говорить") - это спонтанные взрывы синтаксически упорядоченных звуков с очевидным лингвистическим содержанием, какие иногда бывают в состоянии молитвенного (или вызванного наркотиками-галлюциногенами) экстаза. Доктор Андрийя Пухарич, которого английский писатель Олдос Хаксли назвал "выдающимся светилом парапсихологии", в 1952 году исследовал случай молодого голландского скульптора Гарри Стоуна. В состоянии глубокого транса молодой человек говорил на древнеегипетском языке и писал иероглифы, о которых не имел ни малейшего понятия в нормальном состоянии сознания.



Вообще язык мог возникнуть как некая таинственная способность, которой первоначально обладали женщины-шаманки, которых ныне называют "ведьмами". Ведьма - это та, что знает больше слов; больше говорит; и - "заговаривает". Неспроста магия признаёт власть слова. Сама живая речь есть непрерывная магия. Недаром в словаре В. Даля "язычником" именуется как "идолопоклонник, кумирник, обожатель истуканов", так и "лингвист, учёный, знающий много языков". По наблюдению этнографов, некоторые чукчи в экстазе говорят и поют на якутском, юкагирском и других языках, которых в обычном состоянии сознания они не знают. Вполне возможно, что язык впервые обнаружился как шаманская глоссолалия. Главное здесь то, что шаман, находясь в экстазе или трансе, говорит под воздействием божественной силы. Не сам человек говорит, но духи используют его органы речи, чтобы выразить ту или иную идею.

В православном контексте это можно было бы представить как ангельское пение. Раньше на земле и в душе была великая тишина. Тогда звуки слетались как птицы, и люди слышали их. Человек улавливал отголоски ангельского пения. Пение оставалось в душе и передавалось детям. Сначала люди пели, а заговорили позже. Тогда пение превратилось в сакральный язык. Поющий по раздникам человек присовокуплялся к чину ангельских хоров. Я хочу быть с Вами, говорил он Небу. И все древние пророки пели. По образцу ангельского пения возникло пение церковное.

Кстати, в трудах академика Л. С. Рубинштейна мы встречаем именно эту точку зрения, согласно которой древний человек вначале научился петь, а уж потом - говорить. Была у каждого и "своя" песня, которая охранялась (так же как и имя).

Таким образом, сама проблема происхождения человеческого рода самым тесным образом связана с проблемой происхождения языка.

Самосознание, мышление и язык - неразделимы как Св. Троица. "Мыслить - это значит говорить с самим собой", - писал видный философ XVIII века Иммануил Кант. Именно язык, речь делают возможными все манифестации психической жизни.

Сам человек не есть таковой с момента рождения, он становится, он "развивается". "И стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Обратите внимание - "стал". Но может он и не стать человеком, не осуществиться как личность, если не вольётся в него через язык поток идей и идеалов. Уже много писали о тех несчастных детях, которые в силу необычных стечений обстоятельств провели первые годы своей жизни среди животных, лишённые общения на человеческом языке. Ничего человеческого нельзя было обнаружить в этих найдёнышах-"маугли", когда они вновь попадали к людям. Как пишет амениканский нейрофизиолог Хосе Дельгадо, это были "... чудовища с весьма ограниченным числом полезных инстинктов, ещё меньшим - чувств, и полным отсутствием интеллекта".

Всё это говорит об искусственности человеческого в человеке, об его неустойчивости и относительности. Человек есть двойственное существо, а именно: существо и культурное, и животное. Согласно Н. Бердяеву, "два движения есть в человеческом пути: движение по линии восходящей (сублимация) и движение по линии нисходящей (профанация)". Мы цивилизованы только на поверхности; под нею в нас живёт зверь. "Культурный слой" в человеке подобен тонкой плёнке над кратером вулкана. История современного человечества последних нескольких тысяч лет - непрерывный процесс разрушения этой оболочки в образе некоего, быть может грандиозного фейерверка. И может случиться, что эта тонкая оболочка однажды будет сброшена.

Сторонники так называемого антропологического релятивизма пришли к выводу, что никакой чётко фиксированной сугубо человеческой природы просто нет. Нет в самом человеке устойчивого ядра. Человек - "существо в высшей степени поляризованное: богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъёму и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму" ( Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939, с. 19).

История показывает человека как существо, стремящееся выйти за свои пределы. Человек - единственное из живых существ, которое не только живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится ук этому. Человек - существо, в самой природе которого лежит порыв к самопревосхождению (прежде всего к преодолению своего атрибута "смертный"), к касанию высшего мира, к его, наконец, обретению. Само возникновение человека как человека равно в нём рождению особого, сверхприродного импульса, чувства, поднявшего его в вертикальное положение и отделившего от животного мира. Вертикальное положение человека есть молитвенное положение, обращение к Небу существа, почувствовавшего утрату Рая. Гадостью человек называет всё то, что похоже на гадов, а гады - это существа, пресмыкающиеся по земле и не могущие оторваться от земли, чтобы посмотреть на небо.

Человек, будучи конечным существом в плане своего физического земного бытия, одновременно бесконечен в своих духовных потенциях, безгранично открыт по своим возможностям, незавершён и незавершим по своей сущности, ибо всё создано для постоянного подъёма: от зверя - к человеку, от человека - к Богу. По слову преп. Максима Исповедника, "Бог нас создал на то, чтобы мы сделались сообщниками Божественного естества и причастниками Его присносущности". И св. Бернард Клервосский учит, что после падения Люцифера и его воинства Бог возмещает потери в Небесном Царстве приобщением к нему праведных людей. Причём люди становятся высшим ангельским чином, так именно серафимы в своё время восстали против Бога. Вместо утратившего свою божественность Люцифера Богу предстоит теперь Дева Мария, возвысившаяся над своей человеческой природой. Таким образом, между ангельским и человеческим мирами существует как бы двустороннее движение: ангелы могут терять свой статус, а люди - приобретать их чин, восстанавливая гармонию Неба.

                                                                                    ****************************************

Здесь нужно коснуться ещё одного чудовищного заблуждения, в котором предывает, по своему невежеству, большинство людей. Обычно люди считают, что это они сами мыслят, что мысли рождаются у них в мозгу точно так же, как, например, желудочный сок в поджелудочной железе. Это в корне неверное представление.

Ещё в начале XIX века видный английский нейрофизиолог Шеррингтон говорил, что, изучая мозг, мы ничего не узнаем об организации высших психических функций. Иными словами, нервная система реализует только вспомогательные функции, связанные с реализацией стереотипных поведенческих актов. А сама человеческая индивидуальность, психика, душа локализованы за пределами мозга.

Нередко, особенно в раннем возрасте, удаление части мозга не отражается на умственных способностях человека. Голографические аналогии объясняют, почему удаление части мозга не может нанести непоправимого ущерба его целостной функции.

"Мозг только формирует мысли, придаёт им известное логическое или образное одеяние. Само же творческое зарождение мысли происходит во всём теле. Мозг - только исполнитель и выразитель того, что зародилось и создалось как результат творчества всех частей тела" (Пэрн Н. Я. Ритм жизни и творчество. - М., 1925, с. 50-51).

Это верно, но лишь отчасти. Как говорится, ход в верном направлении. То, что называется душой человека, не живёт ни в мозге человека, ни во всех частях его тела. Это - нечто нематериальное, находящееся не в самом теле человека, а где-то рядом с ним, что-то в роде ангела-хранителя или гения, по представлениям древних римлян.

Мозг не является местонахождением сознания. Скорее можно утверждать, что тело человека представляет собой что-то в роде биоробота с набором стандартных поведенческих программ, управляемого сознанием через мозг, служащий чем-то в роде приёмника или компьютера. Ни приёмник, ни компьютер сами по себе не работают; и в приёмник, и в компьютер информация приходит "извне". Также и ум - это не орудие познания, а лишь организатор знания; само знание приходит "извне" [2].

"Эврика!" - воскликнул Архимед, когда к нему "извне" пришла идея. Откуда - "извне"? Мы можем лишь догадываться. Карл Юнг говорил о "коллективном бессознательном", которое диктует свою волю индивидуальным сознаниям, а они, по своему невежеству, думают, будто это они сами всё придумывают.

Это легко понять по аналогии с "коллективным разумом" стаи. Птицы, как известно, совершают свои перелёты стаями. Отбившись от стаи, оказавшись одна, птица не может найти нужного направления. Отдельно взятая особь не знает ни направления движения, ни цели. Стая - знает. Знание это существует, только пока птицы находятся вместе, пока они составляют некую "критическую массу".

Вот наблюдение французского энтомолога Луи Тома, много лет занимавшегося термитами: "Возьмите двух или трёх - ничего не изменится, но если вы увеличите их до некоей "критической массы", произойдёт чудо. Будто получив важный приказ, термиты начнут создавать рабочие бригады. Они примутся складывать один на другой маленькие кусочки всего, что им попадётся, и возведут колонны, которые затем соединят сводами, пока не получится помещение, напоминающее собор".

По словам Л. Тома, термиты, обитающие в своей гигантской постройке, "являются одним организмом с уравновешенным и вдумчивым умом, подающим команды миллионам лапок". Точно так же можно говорить о коллективном знании муравейника, роя пчёл, стаи саранчи, стада животных и иных сообществ.

Но знание такого рода - бессознательно. А то, о чём говорим мы, - сознание - есть нечто другое. Развитый мозг является достоянием многих животных и те свойства, которые принято считать признаками разума, проявляются не только у человека. Об этом прямо и недвусмысленно сказал ещё Ф. Энгельс: "Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности". Шимпанзе, сидящий в клетке, "не задумываясь", достаёт лежащий снаружи плод палкой, если она достаточно длинна. Исследователи усложнили задачу, отодвинув плод на расстояние, до которого нельзя дотянуться ни одной из имеющихся у обезьяны палок. Шимпанзе Султан, с которым работал известный немецкий зоопсихолог Вольфганг Кёлер, решил эту задачу в течение часа, составив из двух палок удлинённое орудие. Дочери Кёлера, которой в то время было 2 года 7 месяцев, на решение совершенно аналогичной задачи потребовалось около трёх часов.

Шимпанзе Аюму, живущий в Институте изучения приматов при киотском университете, без видимых усилий запоминает расположение 9 цифр, которые появляются на экране лишь на доли секунды.



Чтобы спастись от преследующих их людей, обезьяны используют диких кабанов как транспортное средство.



В статье ГРОБОКОПАТЕЛИ ВЕРНУЛИ ПОКОЙНУЮ К ЖИЗНИ описывается реальный случай из жизни, когда родители не смогли спасти девочку, которая подавилась пуговицей. В похожей ситуации мама-слониха спасла своего новорожденного слонёнка.



И всё же, думается, нет необходимости доказывать, что человек, состоявшийся человек, глубоко отличается от обезьяны. Можно даже сказать, что расстояние, отделяющее простейшую корненожку от шимпанзе, меньше, чем расстояние, отделяющее шимпанзе от Гёте. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела; в этом отношении человек несомненно принадлежит миру животному и прочно с ним связан. Во всём подобный животным, связанный с ними кровным родством, человек более всего отличается от них своей духовностью. Для образного сравнения можно представить себе, что шимпанзе - это природный кусок медной руды, а человек - это медный провод, через который пущен электрический ток. Человек - это "проводник" энергии Слова.

Современный русский учёный А. Манеев в своей книге "Философский анализ антиномии в науке" формулирует идею, что структурой, порождающей мысль, оказывается некое энергетическое поле. Он называет его "полевой формацией биосистем". Этим полем фиксируется весь жизненный опыт человека, все его переживания, воспоминания.

"Полевая формация" - хранилище памяти и одновременно генератор мышления. Она - носитель человеческой индивидуальности.

Как и всякое поле, "полевая формация", пишет Манеев, может быть изучена. А значит, она способна существовать независимо от её источника. Ближайшей аналогией тут может быть, наверное, радиоволна. Радиопередатчик давно умолк, а радиоволны мчатся между тем в космическом пространстве, сохраняя в себе излученную передатчиком информацию. Манеев пишет: "Столь же возможно существование и биополя, "излученного" при гибели организма, но всё же сохраняющего в себе всю информацию о нём".

Отсюда следует важнейший вывод Манеева. Физическая гибель человеческого организма не означает исчезновения "полевой формации биосистемы", являющейся носителем индивидуальности человека.

Этот вывод мы проиллюстрируем несолькими примерами из истории.

В 1528 году в городе Родштаде (Германия) казнили одного монаха через отсечение головы. Можно представить себе удивление палачей, когда обезглавленное тело, пролежав плашмя минуты три, медленно повернулось на спину, положило правую правую ногу на левую и скрестило руки на груди. Жития святых и другие церковные источники хранят немало свидетельств того, что обезглавленные праведники шли к месту своего погребения. Так, граф Сен-Дени без головы прошагал по парижским мостовым две мили.

В 1336 году Людовик Баварский приговорил к смертной казни дворянина Дица фон Шаунбурга и четырёх его товарищей, посмевших восстать против короля. Перед самой казнью дворянин высказал необычную просьбу - помиловать его товарищей, если он уже после отсечения головы пробежит мимо них. Король согласился на такое странное пожелание. И действительно, сразу после того как голова дворянина скатилась с плеч, его тело побежало мимо осуждённых, расставленных на расстоянии восьми метров друг от друга. И лишь миновав последнего (то есть сделав 32 шага), обезглавленный Диц опустился на землю (Белов А. Антропологический детектив. - М., 2002, с. 458).





[1] Галлюциногенно-активное вещество, встречающееся в грибе Stropharia cubensis (т. наз. "магический гриб") и во многих других видах грибов.

[2] hyperboreus в Вмешательство в человеческую природу пишет: "Страшно боятся вмешательства в биологическую природу человека (генная инженерия, евгеника и т.д.). Но разве она - суть человека? Разум, мышление - вот подлинная человеческая природа. А сюда вмешаться может любой философ, ученый, писатель, написав, к примеру, великий труд. Авторы Библии так "вмешались" в наши мозги, что до сих пор расхлебываем. По сравнению с этим любая генная инженерия или теория евгеники - не страшнее перевязки пальца."

Tags: Мнение, Сознание, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments