В очередной раз понадобилось объяснять немозговеду про дислексию. И меня озарило, что имеет смысл написать про это один раз буковками, потому что про дислексию практически никто толком не знает, включая учителей и детских психологов. При том, что она в той или иной форме встречается, по разным оценкам, у 5-10% популяции. Такое незнание неудивительно, хорошая теория дислексии появилась сравнительно недавно, а эффективные способы борьбы вообще пока существуют только на уровне лабораторных тестов. Тем не менее, кое-какие полезные вещи сказать можно.
Теория дислексии о которой я буду говорить изложена тут:
Vidyasagar and Pammer
Dyslexia: a deficit in visuo-spatial attention, not in phonological processing.
Trends in Cognitive Sciences
2010
Дислексия – это нарушение способности читать при сохранении нормального интеллекта. При дислексии возникают проблемы со скоростью чтения, чтением вслух, пониманием прочитанного и с письмом.
Долгое время считалось, что причиной дислексии является фонологический дефицит – плохое распознавание звуков речи, сегментации слов на фонемы.
Однако, в последние годы все яснее становится, что в большинстве случаев дислексия связана с нарушениями в системе зрительного пространственного внимания. Тут надо сказать, что дислексия имеет целый ряд форм, и фонологический компонент полностью во всех случаях исключить нельзя. Многие дислексики действительно имеют проблемы с разпознаванием фонем, но оно не является причиной проблем с обучением чтению, это скорее вторичное нарушение. Дислексия возникает и при замечательных способностях к обработке звуков речи, к тому же при дислексии более сильные затруднения возникают с редкими словами или с псевдословами, а вовсе не там, где встречаются редкие сочетания фонем. Известно также, что опыт обучения чтению существенно улучшает распознавание фонем у детей, и что на культурном уровне оно положительно коррелирует с грамотностью. Вероятно, что фонологические трудности у дислексиков возникают скорее вследствие отсутствия нормальной тренировки чтением.
Дислексикам свойственны перестановки букв в словах и пропуски слов при чтении предложения, и тесты на определение пространственных последовательностей объектов позволяют хорошо предсказывать наличие нарушений чтения. Некоторые дислексики жалуются на зрительный дискомфорт при чтении: буквы «мерцают», «плывут» или «наползают одна на другую». Чтение – сравнительно позднее культурное приобретение человечества, и для него пришлось приспособить те зрительные механизмы, которые исходно использовались для других вещей. По сути чтение – это последовательное перенесение фокуса внимания. При чтении буквы и сочетания букв должны восприниматься как как временные поледовательности для сложения их в слова, а слова в предложения. В природе практически не возникает зрительных задач, которые бы требовали разнесения по времени одновременно возникающих объектов. Поэтому направление зрительного поиска среди однотипных объектов – перенесение фокуса внимания – обычно случайно.Фокус внимания перемещается бессистемно от объекта к объекту вокруг того места, на котором сфокусирован взгляд, обычно на одну фиксацию внимания проходится около 15-45 миллисекунд (среднее время между перемещениями взора около 200 миллисекунд). Для чтения же зрительный поиск должен быть структурирован и происходить только в направлении нормальном для чтения, чтобы буквы (буквосочетания) не переставлялись хаотично. Более того, и сами скачки взгляда (саккады), возможны только в определенном порядке. Например, при чтении книги на русском языке они происходят слева направа от начала строки к концу, а потом резко по диагонали налево и немного вниз. И в случайных направлениях взгляд скакать не должен. Саккады при чтении происходят не от буквы к букве, перемещений взгляда обычно всего несколько на одно предложение. Предполагается, что после каждой фиксации взора фокус внимания скользит в направлении чтения, задерживаясь в среднем на 30 мс на каждой букве у начинающего читателя, и на буквосочетаниях у читателя-эксперта. Средняя скорость чтения примерно одинакова для всех алфавитных языков (у иероглифических несколько другая структура, там нужно распознавать части иероглифов, скорость получения информации примерно такая же, но динамика перемещения фокуса внимания, естественно, немного другая).
Зрительное пространственное внимание организуется дорсальным зрительным путем в коре, ключевые зоны коры этого пути находятся в теменных и лобных областях. Однако, этот путь начинается еще в сетчатке со специализорованных ганглиозных клеток, которые называются магноцеллюлярными. Аксоны ганглиозных клеток – это и есть зрительный нерв, и магноцеллюлярные клетки отличаются большей толщиной и лучшей миелинизацией своих аксонов. Это нужно для увеличения скорости передачи сигнала. Магноцеллюлярных клеток сравнительно немного, и они не обеспечивают высокого пространственного разрешения и не чувствительны к цвету. Зато, помимо быстроты проведения сигнала, они обладают высокой чувствительностью к контрасту. Предполагается, что зрительная система опирается на них при построении пространственного внимания, потому что именно они позволяют быстрее всего выделить самые контрастные объекты в поле зрения, на которые нужно в первую очередь переводить взор. А уже тонкий анализ и распознавание объектов зависит от вентральной системы с ее мелкими парвоцеллюлярными клутками, дающими хорошее пространственное разрешение и чувствительность к цвету. Эти клетки медленные.
Понятно, что любые нарушения в дорсальном зрительном пути могут привести к проблемам с тонкой фокусировкой внимания. На данный момент уже получены данные о том, что по крайней мере некоторые формы дислексии возникают в результате мутации гена DCDC2 (DCDC2-Intron 2 deletion), которая приводит к нарушениям работы магноцеллюлярной системы (Gori et al., 2015). Кроме того, дислексия сильно ассоциирована с синдромом дефицита внимани (Attention Deficit Disorder), около 20% дислексиков также имеют диагноз ADD.
Теперь к тому, что можно сделать, если у вашего ребенка обнаружена дислексия. Здесь я буду просто напрямую транслировать рекомендации профессора Vidyasagar.
Во-первых, ребенку с дислексией необходимо читать. Дело в том, что развитие магноцеллюларного пути стимулируется тренировкой и плохо происходит в ее отсутствие. Поэтому дислексику следует создать такие условия чтения, чтобы избежать усталости зрительной системы, но максимально продлить время, когда она тренируется. Довольно часто такие дети испытывают поблемы с мелким шрифтом из-за зрительного дискомфорта и трудностей с точностью перевода взгляда. По счастью, с современными девайсами шрифт всегда можно установить достаточно большим, а длину строки и расстояние мужду строками – такими, при которых ребенку комфортно. Это следует сделать, переход к мелким буковкам можно отложить до того момента, когда само чтение станет прочным навыком. Во-вторых, не надо покупать никакие специальные тренинги, потому что большая часть существующих на рынке – мусор.
В-третьих, показано, что некоторые видеоигры тренируют систему зрительного внимания. Это так называемые AVG (action video games). Смысл в том, чтобы игроку нужно было быстро реагировать на достаточно сложные, быстро меняющиеся зрительные задачи. Так, было показано, что игра в AVG (12 сеансов по 80 минут в день) улучшила как общие показатели внимания у детей-дислексиков, так и скорость чтения (в большей степени, чем скорость чтения у таких детей улучшается за год обычного обучения) (Franceschini et al., 2013). В качествеAVG использовалась одна из стандартных игр для Wii-приставки (Rayman Raving Rabbids), но дело не в этой конкретной игре, скорее всего сходным образом поможет любая игра подобного типа, и компьютерные будут ничем особенно не хуже Wii. Ранее уже было изучего, какие параметры игр связаны с улучшением зрительного внимания. Согласно Green et al.(2009), такие игры характеризуются:
1. высокой скоростью смены объектов и высокой скоростью движения объектов
2. необходимостью в точном восприятии и аккуратном планировании собственных движений
3. высокой степенью непредсказуемости как во времени, так и в пространстве.
Да и какой ребенок откажется от лечения видеоиграми? Это же как шоколадом лечиться.
Journal information