evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Архетип «Маг»: шапка-невидимка и миелофон

Оригинал взят у dreamer_m



Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова
Архетип «Заботливый»: кнопка отмены несчастий
Архетип Простодушный: одобрение или смерть
Архетип «Герой»: вечный воитель с бензопилой
Архетип «Романтик»: в обнимку с монстром
Архетип «Творец»: самодельные крылья
Архетип «Искатель»: яблоки молодильные и познавательные
Архетип «Аутло»: решение проблем или их создание
Архетип «Шут»: губитель царей
Архетип «Правитель»: заколдованный трон или никакого трона
Архетип "Мудрец": сны и молчание.


Вот уж кого можно в изобилии встретить в волшебных сказках - преимущественно, в роли волшебного помощника.
Джинны и щуки, бесконечные чудесные жёны, за ночь создающие ковёр или достающие златорогих оленей; бегающие в шапках-невидимках спутники героя, подслушивающие троллей и коварных принцесс; обладатели миелофонов и источников неиссякаемого золота; сидящие в лесных избушках раздатчицы волшебных клубков и секретной информации про кащеевы иголки - все они витально необходимы для того, чтобы представители младших архетипов вообще смогли в своей сказке хоть что-то.

В фольклорной сказке фокус внимания на волшебном помощнике быть не может, а вот в авторской мы уже можем видеть Бильбо, путешествующего в качестве палочки-выручалочки при героях, или девочку Алису, которая всегда умеет вовремя незаметно сбежать от пиратов и привести помощь к взрослым.




Пока вся эта беготня не просаживает Мага по критичным для него ресурсам, он может быть в своей помогательной деятельности бодр и упорен, как Матушка Ветровоск или Том Бомбадил. Чего Маг при этом добивается? Того, что вот он разгребёт конкретно эту ма-аленькую проблему - и мир вокруг него станет чуть-чуть лучше и удобнее лично ему, с аккуратными домиками, цветущими садами и милыми, сытыми и здоровыми обезьянками вокруг. А почему он этого добивается, именно помогая окружению, а не доставая ещё более крутой кусок мыла, как Искатель, или высаживая садик, как Творец? А потому, что его собственное качество жизни начало устойчиво превышать качество жизни окружения, и именно последнее теперь - самый проблемный и опасный фактор.

Другое дело маг имиджевый. Он не бегает от неприятностей. Он сам их к кому хочешь пригонит. И я говорю не о сказочных злых колдунах, ворующих принцесс, дабы герои могли лишний раз отличиться. Имиджевый маг - это в первую очередь даже не Саруман, а Гэндальф, который сам прибегает и всем устраивает сначала фейерверк, а потом много приключений - то дракона побеждать, то мир спасать. Сюда же пойдут все бесконечные попаданцы в древность или на отсталые планеты, с энтузиазмом бросающиеся двигать технический прогресс, пользуясь знаниями родного мира. И не то, чтобы магия у них была непременно некачественная: дело скорее в том, что они постоянно решают не ту задачу - не «как здесь сделать себе удобно», а «как на ровном месте стать волшебным помощником всему миру». Попытка пожить в такой сказке даёт экспериментаторам крайне сомнительные результаты.Ряды Имиджевых Магов равно легко пополняют вполне меркантильные персонажи, продающие ацтекские таблетки от всего и суперметоды управления ближними телепатией - и огнеокие энтузиасты, ради бонусов признания готовые вас забесплатно похудить или проапгрейдить до более крутого инопланетипа.

Вернёмся к волшебному помощнику, у которого вдруг квест оказался не проходным, а серьёзным и расходным. Если следить прицельно за ним, или даже смотреть его глазами - то никакой «чудесной» эффективности там не видно, а виден только полненький хоббит с напуганными глазами, который вертится как уж на сковородке, уворачиваясь от неприятностей, в которые его втянуло окружение. Ни поповский сын из русской сказки о ведьме, которую надо три ночи отчитывать в церкви, огораживаясь от нечисти, ни Вергилий из «Феникса и зеркала», недобровольно припаханный делать магический инструмент, не бывают энтузиастами в таком предприятии: там, где Свой Парень видит расклад «я сказал - джинн сделал», Маг видит огромную уйму работы, с беготнёй по доставанию материалов и тщательным выполнением рабочих протоколов, а потом с компенсацией своему организму всего потраченного. А надо заметить, что платить за работу при этом обеспечиватели приключений Магам в среднем любят не больше, чем гаммельнский магистрат - Крысолову. Поэтому, окромя решения собственно проблемы, в сказке Мага нередко есть важный заключительный эпизод: получение компенсации с того, кто ему этот квест организовал, или, если это невозможно, месть (видите любимую точку конфликта Мага со Своим Парнем Алладином?). Один из их фирменных приёмов в очевидно плохой ситуации - это поведение «злого ифрита», максимально буквально выполняющего ваши просьбы. «Японскую забастовку», базирующуюся на буквальном выполнении инструкций, наверняка придумали Маги. Как и прочие архетипы, в сказке своей Маг встречается с тем, что больше всего не любит: походно-авральными условиями и предложением ему «нормального» вместо годного; с кривыми ТЗ, лезущими под руку энтузиастами, нарушениями обещаний - а также непоколебимой уверенностью окружающих в том, что работа, время и силы Мага ничего не стоят. И вопрос «что с этим делать?» - это то, на что он в том числе отвечает, проходя архетипный квест.

Что НЕ может случиться с Магом в сказке?

- Никто не может своими действиями решить за него ни одну из его или навешенных на него проблем. Помочь в решении - вполне бывает, дать ценную информацию - пожалуйста, помешать работать - вообще сколько угодно. А вот доделать дело кроме него некому. И уладить за Мага его конфликт с теми, кто хлопоты организовал – тоже некому. Простейший способ залипнуть в архетипе - это пытаться затыкать все бочки, потому что «кто же, кроме меня» и «а иначе весь мир развалится и мне будет негде чай пить». Понимание, что хороший мир не развалится, плохого не жаль, а сделать себе чаю можно и в другом мире, выводит за рамки стратегий этого архетипа.

…После всего этого нетрудно сообразить, отчего так однотипно кончаются все сказки про магов: они просто уходят. Обычно Маги не обретают ничего, ни царств, ни сокровищ, ни принцесс - в сказочном мире для них уже ничего нет. Максимум - зарплату в зубы и вон. Куда глаза глядят, подальше от офигевшего Гаммельна, в свой тайный дом, в Валинор на ближайшем попутном корабле - но за пределы сказки.

И за пределы спирали архетипов, если всё пойдёт штатно.


Tags: Мнение, Общество, Человеческий мир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Точка зрения

    Привычно считать, что тело является агентом (мыслителем), а биоэлектрические паттерны - это его морфологические мысли. Но, что если…

  • Адаптация

    В новой работе "Why Is Anything Conscious?", авторам удается связать происхождение сознания с естественным отбором. • Сознание — это…

  • Осязаемая неопределенность

    «Материал, присутствующий в виде следов памяти, подвергается время от времени перестановке в соответствии с новыми обстоятельствами —…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments