evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Человечки Лефевра. Героическое поведение

Оригинал взят у gest



Человечки Лефевра. Проблематика Добра и Зла.
Человечки Лефевра. Проблематика этического поступка.
Человечки Лефевра. Рождение двух этических систем.
Человечки Лефевра. Простые социальные структуры.
Человечки Лефевра. Простые социальные структуры.



Теперь поговорим о героическом поведении.

Сразу скажу, что у Лефевра всё намного сложнее. Многоэтажная рефлексия, то, как человек воспринимает себя, свои отношения и свой этический статус, четыре категории этических субъектов - "лицемеры", "обыватели", "герои" и "святые". Я сейчас собираюсь рассказать о сильно упрощённой версии этой концепции, с одним "этажом" и всего с двумя категориями. Хотите подробную и более точную версию, читайте "Азбуку совести" Владимира Лефевра :).


Как я уже говорил, цель этической рефлексии состоит в том, чтобы обеспечить себе "0" на первом уровне рефлексии, чтобы иметь возможность при необходимости отрефлексировать собственную неправоту и вовремя исправиться. Теперь добавим к этому рефлексию собственных отношений ("^", "логическая степень", рефлексия). Для простоты скажем, что данный человечек воспринимает себя и свои отношения адекватно реальности. Тогда:

m + n^(n + m) = 1; n^(n + m) = 3/4
m * n^(n * m) = 1/2; n^(n * m) =1


Понятно, почему так?

В первом случае, чтобы n^(n + m) = 0, необходимо иметь n = 0; m = 1; тогда n^(n + m) = 0^(0 + 1) = 0^1 = 0. Остальные три варианта: (n = 0; m = 0), (n = 1; m = 0), (n = 1; m = 1) дают n^(n + m) = 1. Итого три варианта из четырёх возможных, 3/4. Этический субъект "n", адекватно рефлексирующий свои отношения, как (n + m), имеет этический статус 3/4.

Система, которую он при этом образует с m, "разогревается" до 1, даже если субъект m лишён собственной адекватной рефлексии. По очевидным причинам. Во всех вариантах у нас будет либо n = 1, либо m = 1, либо они оба. А если n = 0 и m = 0, то тогда m + n^(n + m) = 0 + 0^0 = 0 + 1 = 1. [Можно заметить, что если n не способен адекватно отрефлексировать m, этическая температура системы заметно понижается: m + n^(n + ¬m) = 3/4.]

Во-втором случае, этический субъект n, рефлексирующий свои отношения, как (n * m) обладает максимальным этическим статусом. Опять же, всё просто. Если n = 1, то n^(n * m) = 1. Если n = 0, то n^(n * m) = 0^0 = 1.

Но что касается системы (m * n^(n * m)) в целом, то при отсутствии у m адекватной рефлексии, она будет давать 0 при m = 0, то есть в половине всех случаев. Этическая "температура" системы = 1/2.

Итого. При переходе (n^(n + m) + m) => (n^(n * m) * m) этический статус n улучшается, ценой вероятного ухудшения обстановки.

Для первой этической системы это означает, что герой, перешедший от конфликта к компромиссу (заменивший "+" на "*") повышает свой собственный статус ценой возможного ухудшения обстановки. Это задаёт для первой этической системы парадигму "героического/жертвенного компромисса": "ты мне не нравишься, но я готов с тобой договариваться". Это подвиг.

Для второй этической системы это означает, что этический статус повышает герой, перешедший от компромисса к конфликту (опять же, заменивший "+" на "*"). Это задаёт для второй этической системы парадигму "героического/жертвенного конфликта": "ты мне нравишься, но я готов тебя убить". Это тоже подвиг.

В обоих случаях, подчёркиваю, герой соответствующей этической системы идёт на принцип, несмотря на возможные негативные последствия для себя и для окружающих. Этим герои отличаются от обывателей, которые хотят существовать в рамках комфортной, "тёплой" системы, и, соответственно, жертвуют ради этого своим этическим статусом. В терминах Лефевра, "обыватель" - это тот, кто выбирая между страданиями (в результате внешнего воздействия) и угрызениями совести (от осознания того, что поступил неправильно) выбирает угрызения совести. Герой выбирает страдания, но зато его не мучает совесть, он всегда знает, что поступил правильно. Иначе говоря, и герои, и обыватели являются носителями одной этической системы.

[Лицемер не испытывает ни страданий, ни угрызений совести. Святой - это герой, считающий себя обывателем, то есть он расплачивается за своё безупречное поведение и страданиями, и угрызениями совести. У всего этого есть выражение в формулах, я их просто не помню.]

При этом, надо понимать, что поведение героя прежде всего расчитанно на отношения с другим героем, в этом его смысл с точки зрения социальной системы.

n^(n * m) * m^(n * m) = 1


У героев первой этической системы отсутствует возможность начать конфликт, не уронив при этом свой этический статус. Достигнутый компромисс, напротив, повышает статус. Поэтому первую этическую систему можно назвать "этикой компромисса".
У героев второй этической системы отсутствует возможности предложить компромисс, не уронив при этом свой этический статус. Развязанный конфликт, напротив, повышает статус. Поэтому вторую этическую систему можно назвать "этикой конфликта".

Надеюсь, вы ещё не потеряли нить.

Tags: Мнение, Общество, Сознание, Человеческий мир
Subscribe

  • Тысяча мнений

    Одно точное измерение, стоит тысячи мнений экспертов. /Grace Hopper/

  • Изнутри процесса

    Текучий непрерывный процесс движется в пространстве по руслу, которое огибает опасные дырки. В итоге изнутри процесса, если выйти из него…

  • Искать контакт

    Закономерности, экспериментальная наука и даже Big Data - все это становится возможным только в том случае, если мышление представляется как…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments