
Роберт Фладд (1574-1637) – магистр медицины, герметический мыслитель, вероятный розенкрейцер, автор многочисленных философских работ, последователь Пико делла Мирандолы и Рейхлина, типичный представитель оккультной традиции Ренессанса. Наиболее полно его философия выражена в работе Utriusque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphysica. Physica Atque Technica Historia. (у нас известна как "История двух миров", 1617-1621).

Система памяти Фладда.
Эту систему можно найти в уже названной "Истории двух миров". В названии этой книги фигурируют "большой" и "малый" миры – это макрокосм (Вселенная) и микрокосм (человек; мир человека). Герметик Фладд уже в названии заявляет о своих взглядах.
К искусству памяти Фладд обращается во втором томе "Истории". Дав несколько обычных определений искусной памяти, Фладд посвящает отдельную главу разъяснению различия, которое он устанавливает между двумя типами искусства памяти: "круглым искусством" и "квадратным искусством". Первое опирается у Фладда на магические или талисманные образы, изображения звезд; изваяния богов, одушевляемых космической энергией; образы добродетелей и пороков. "Квадратное искусство" использует образы телесных вещей, людей, животных, неодушевленных предметов. Эти образы Фладд помещает в строения и комнаты - отсюда "квадратное". Если второе – вполне обычное искусство памяти, как оно в вариациях существовало со времен Симонида, то первое – ближе к магическому искусству Джордано Бруно. Сам Фладд отдает предпочтение "круглому", более сложному искусству памяти, поскольку оно естественно опирается на естественные места и по природе своей приложимо к микрокосму, тогда как "квадратное" искусство задействует искусственно созданные места и образы. [Достаточно темно, на самом деле, поскольку, например, изваяния богов, хоть и идеальных пропорций, – что необходимо для снисхождения космической энергии – тоже остаются искусственными. Хотя, возможно, не в практике мага - LM].

Важно, что Фладд выступает против создания воображаемых мест памяти (традиционно, главные места памяти – здания и строения). Основной трактат по искусству памяти, изучаемый всеми, кто этому искусству был причастен, - трактат Ad Herennium - разрешает использовать воображаемые места, если реальных недостаточно. Но Фладд настаивает, что запоминание воображаемых мест лишь запутывает память. Опираясь на эти рассуждения Фладда, Ф.Йейтс делает разумное предположение о том, что строения, которые Фладд описывает в своей системе, могут быть реальными строениями.
Система памяти Фладда – это соотношение круга и квадрата. Зодиак и сферы планет соотносятся с небесами посредством строений, которые располагаются в зодиаке и, следовательно, наделены астральной силой. Эти строения – Фладд называет их театрами – заключают в себе места и образы памяти (театр Фладда – не наш театр со сценой и зрительным залом, но лишь одна сцена). Наглядно это выглядит так: круг зодиака со знаками зодиака является внешним кругом, в который включены еще семь: круги сфер планет и центральный круг – сфера элементов. В Овне изображены два небольших строения – миниатюрные театры (два – вероятно для дня и для ночи). Йейтс предполагает, что такие театры должны находиться около каждого из знаков зодиака.
Иллюстрация с этой диаграммой небес расположена на одной странице, на следующей же имеется гравюра театра. Диаграмма и гравюра расположены на одном развороте так, что когда книга закрыта, небеса накрывают театр. Рисунок театра Фладд предваряет такими словами: "Театром я называю место, в котором показаны всякие действия слов, предложений, частей речи или субъектов, как ставятся трагедии и комедии в публичном театре". Уподобление Фладда своего театра публичному театру, дает Ф.Йейтс возможность сделать следующее умозаключение:
на гравюре может быть изображена реальная сцена публичного театра.

Театр памяти Роберта Фладда
Далее Фладд описывает на словах устройство своего театра памяти, и описание совпадает с гравюрой. Фладд говорит о пяти дверях, играющих роль пяти мест памяти, и связывает их с пятью колоннами различной формы (на рисунке основания колонн обозначены кругами, квадратами и шестиугольником) и цвета (цвет колонны соответствует цвету двери). Расположение этих десяти мест предназначено, разумеется, для запоминания слов и вещей в этой системе памяти: театры заполняются образами, о которых Фладд рассказывает в следующих главах. Также используются за надобностью "дополнительные театры". Вся система работает, будучи сцеплена со звездами: типичное для герметизма соединение классического искусства памяти с магией. Эта сложная система имеет параллели с "печатями" Джордано Бруно.
Однако системы Фладда и Бруно ни в коем случае не одинаковы. Бруно жаждал возвращения чисто "египетской" религии; для него за небесным миром лежало наднебесное Единое, или интеллектуальное Солнце, объект его устремлений. В то время как Фладд, подобно ученым раннего Ренессанса, придерживался христианского видения триединого мира. Там где у Бруно – Единое, у Фладда – ангельские сферы и Троица.

Journal information