evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Весь мир – театр

Оригинал взят у miss_arbuthnot


Роберт Фладд (1574-1637) – магистр медицины, герметический мыслитель, вероятный розенкрейцер, автор многочисленных философских работ, последователь Пико делла Мирандолы и Рейхлина, типичный представитель оккультной традиции Ренессанса. Наиболее полно его философия выражена в работе Utriusque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphysica. Physica Atque Technica Historia. (у нас известна как "История двух миров", 1617-1621).




Система памяти Фладда.

Эту систему можно найти в уже названной "Истории двух миров". В названии этой книги фигурируют "большой" и "малый" миры – это макрокосм (Вселенная) и микрокосм (человек; мир человека). Герметик Фладд уже в названии заявляет о своих взглядах.

К искусству памяти Фладд обращается во втором томе "Истории". Дав несколько обычных определений искусной памяти, Фладд посвящает отдельную главу разъяснению различия, которое он устанавливает между двумя типами искусства памяти: "круглым искусством" и "квадратным искусством". Первое опирается у Фладда на магические или талисманные образы, изображения звезд; изваяния богов, одушевляемых космической энергией; образы добродетелей и пороков. "Квадратное искусство" использует образы телесных вещей, людей, животных, неодушевленных предметов. Эти образы Фладд помещает в строения и комнаты - отсюда "квадратное". Если второе – вполне обычное искусство памяти, как оно в вариациях существовало со времен Симонида, то первое – ближе к магическому искусству Джордано Бруно. Сам Фладд отдает предпочтение "круглому", более сложному искусству памяти, поскольку оно естественно опирается на естественные места и по природе своей приложимо к микрокосму, тогда как "квадратное" искусство задействует искусственно созданные места и образы. [Достаточно темно, на самом деле, поскольку, например, изваяния богов, хоть и идеальных пропорций, – что необходимо для снисхождения космической энергии – тоже остаются искусственными. Хотя, возможно, не в практике мага - LM].



Важно, что Фладд выступает против создания воображаемых мест памяти (традиционно, главные места памяти – здания и строения). Основной трактат по искусству памяти, изучаемый всеми, кто этому искусству был причастен, - трактат Ad Herennium - разрешает использовать воображаемые места, если реальных недостаточно. Но Фладд настаивает, что запоминание воображаемых мест лишь запутывает память. Опираясь на эти рассуждения Фладда, Ф.Йейтс делает разумное предположение о том, что строения, которые Фладд описывает в своей системе, могут быть реальными строениями.

Система памяти Фладда – это соотношение круга и квадрата. Зодиак и сферы планет соотносятся с небесами посредством строений, которые располагаются в зодиаке и, следовательно, наделены астральной силой. Эти строения – Фладд называет их театрами – заключают в себе места и образы памяти (театр Фладда – не наш театр со сценой и зрительным залом, но лишь одна сцена). Наглядно это выглядит так: круг зодиака со знаками зодиака является внешним кругом, в который включены еще семь: круги сфер планет и центральный круг – сфера элементов. В Овне изображены два небольших строения – миниатюрные театры (два – вероятно для дня и для ночи). Йейтс предполагает, что такие театры должны находиться около каждого из знаков зодиака.

Иллюстрация с этой диаграммой небес расположена на одной странице, на следующей же имеется гравюра театра. Диаграмма и гравюра расположены на одном развороте так, что когда книга закрыта, небеса накрывают театр. Рисунок театра Фладд предваряет такими словами: "Театром я называю место, в котором показаны всякие действия слов, предложений, частей речи или субъектов, как ставятся трагедии и комедии в публичном театре". Уподобление Фладда своего театра публичному театру, дает Ф.Йейтс возможность сделать следующее умозаключение:
на гравюре может быть изображена реальная сцена публичного театра.


Театр памяти Роберта Фладда

Далее Фладд описывает на словах устройство своего театра памяти, и описание совпадает с гравюрой. Фладд говорит о пяти дверях, играющих роль пяти мест памяти, и связывает их с пятью колоннами различной формы (на рисунке основания колонн обозначены кругами, квадратами и шестиугольником) и цвета (цвет колонны соответствует цвету двери). Расположение этих десяти мест предназначено, разумеется, для запоминания слов и вещей в этой системе памяти: театры заполняются образами, о которых Фладд рассказывает в следующих главах. Также используются за надобностью "дополнительные театры". Вся система работает, будучи сцеплена со звездами: типичное для герметизма соединение классического искусства памяти с магией. Эта сложная система имеет параллели с "печатями" Джордано Бруно.

Однако системы Фладда и Бруно ни в коем случае не одинаковы. Бруно жаждал возвращения чисто "египетской" религии; для него за небесным миром лежало наднебесное Единое, или интеллектуальное Солнце, объект его устремлений. В то время как Фладд, подобно ученым раннего Ренессанса, придерживался христианского видения триединого мира. Там где у Бруно – Единое, у Фладда – ангельские сферы и Троица.



Tags: Мнение, Сознание
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments