evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Представления о душе

Оригинал взят у ltraditionalist


В продолжение темы: ПСЕВДОЭТНОГРАФИЯ

Уважаемый френд kisitnikov поделился:
Представления о душе у закамских удмуртов.

Урт – душа-двойник, «её присутствие обеспечивает психическое здоровье и полноценность, присутствие духа».
В отличие от души-лул, душа-урт может покидать тело, например, при сильном испуге, во сне, при обмороке. Тогда говорят, что уртэз кошкем – ‘[его] урт ушёл’: «Уртэз кошке кышкакы, лылыз ке кошкиз – кулэмын» – «Урт уходит при испуге, если лул уйдёт – значит умер».

При сильном испуге, когда считали, что душа-урт ушла, проводили обряд урт кутон – ‘ловля урта’. При этом плавили олово или свинец и выливали в посуду с водой, которую держали над головой больного. По получившейся фигурке определяли, чего испугался человек. Затем её вешали на шею и носили как амулет. Считали, что после этого урт вернётся.


Урт может покидать тело человека также во время сна.
Тогда он может принять образ летучей мыши (урткыӵ). Как отмечает У. Хольмберг, по мнению закамских удмуртов летучие мыши днём не летают, т.к. в это время люди бодрствуют. Учёный приводит рассказ информаторов о том, как они определили, что летучая мышь это урт человека. Один мужчина уснул, в то время как его товарищи бодрствовали. Они увидели летучую мышь, которая летала в определённых местах во дворе. Когда мужчина проснулся, то рассказал свой сон. Оказалось, что во сне он побывал именно там, где летала мышь. Так они заключили, что виденная ими летучая мышь являлась уртом спавшего человека. Поэтому спящего нельзя будить резко, т.к. человек может заболеть из-за того, что урт не успеет вернуться вовремя на свое место.

Таким образом, по воззрениям закамских удмуртов душа-урт может на время покидать тело человека и блуждать в виде бабочки (урт бубыли) и летучей мыши (урткыӵ).

Его уход приводит ко сну, обмороку или психическому заболеванию, вызванному испугом. После смерти человека, его урт один год продолжает жить в доме, а затем поселяется на кладбище. Во время поминок урт сидит рядом с посудой с поминальной едой у печи. Во время весенних и осенних родовых поминок урт может вернуться в виде маленькой белой бабочки – урт бубыли. Всё остальное время урт умершего человека живёт на кладбище.

Для того чтобы он мог входить и выходить из гроба, делают специальное отверстие – урт ветлон пась.
На кладбище он может показаться в виде привидения.

Представления о душе ӧрт имелись также у марийцев. Также как и закамские удмурты, восточные марийцы считали, что ӧрт может покинуть тело, особенно это относилось к маленьким детям. При испуге у ребёнка выходит ӧрт и выражение его лица изменяется. Чтобы вернуть душу, также плавили олово и получившуюся фигурку вешали на шею. Кроме того марийцам были известны пасу ӧрт (ӧрт поля), тул ӧрт (ӧрт огня), вуд ӧрт (ӧрт воды), пӧрт ӧрт (ӧрт дома).

Также и по представлениям закамских удмуртов урт имелся не только у человека, но также у поля (бусы урт), иногда его называли дю урт (урт хлебных злаков). Если он уходил, то посевы чахли и урожай был небольшим.

Как пишет И.Н. Смиронов, удмурты Бирского уезда верили что, «урожая не бывает тогда, когда хлебный дух (дiю урт) уходит куда-нибудь на другое поле». Также У. Хольмберг отмечает, что если на участке поля хлеб растёт плохо, то удмурты Бирского и Осинского уездов считали, что ушёл бусы урт.

Чтобы его вернуть, проводят обряд бусы урт кутон – ‘ловля полевого урта’. В д. Можга Бирского уезда обряд проводили следующим образом. На поле шли три парня и три девушки, а также синадзись ‘ясновидящий’, все в белых одеждах. Они обходили поле на лошадях, причём один из парней играл на скрипке. Впереди них шёл синадзись с белым полотенцем на руках. Если он видел белую бабочку – бусы урт бубыли ‘бабочка полевого урта’, то хватал её полотенцем. Затем эту бабочку несли к месту жертвоприношений, где старики жертвовали белую овцу. Тогда молодёжь пела особенную песню урт кутон гӱй – ‘мелодию ловли урта’. После жертвоприношения бабочку относили в амбар того человека, к полю которого она была ближе всего во время поисков. Там её держали целую неделю, после чего выпускали обратно на поле. В д.Старая Кирга Осинского уезда пойманную бабочку не несли в амбар, а сразу выпускали на поле после жертвоприношения.

Подобным же образом восточные марийцы, если считали что душа земли (mӧlanda ӧrt) оставила поле, вследствие чего вянут посевы, шли на поле целой деревней и молились с хлебом, прося её вернуться на поле.

/Р. Р. Садиков. "Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов" (2008)/

Tags: Интересное, Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments