Гоббс родился в 1588 году в Англии, был материалистом и считал геометрию и механику идеальными образцами научного мышления. Большая часть его наследия была посвящена вопросам государства – философ исходил из того, что именно появление государства положило конец войне "всех против всех".
Собственно, государство в его изложении – это добровольный отказ людей от части своих прав и свобод ради мира и безопасности.
Концепция Гоббса была продуктом эпохи. Философ исходил из того, что, единожды отказавшись от части прав и свобод, граждане государства – даже спустя поколения – не могут пересмотреть это решение.
Восстание против власти он считал неестественным, потому что оно противоречит соблюдению соглашений. Государство для него абсолютно, монархия – приоритетна, а любой анархизм – пагубен. Собственно, название его главного труда – "Левиафан" – не случайно стало термином, обозначающим повсеместное присутствие государственной машины.
Гоббс писал, что монархия – это тоже продукт коллективного договора. И будучи единожды установленной, она не может быть пересмотрена без согласия самого монарха.
"Независимо от того, вступил ли гражданин лично в соглашение со всеми или нет, он должен или подчиниться их постановлениям, или пребывать в прежнем состоянии войны, при котором любой человек, не нарушая справедливости, может убить его".
Поэтому власть по Гоббсу неподсудна и ненаказуема.
Более того – именно подданые несут ответственность за действия своего суверена, а он, в свою очередь, никакой ответственности не несет.Ему же принадлежит вся полнота судебной власти и право объявлять войну. Причем один из главных аргументов Гоббса сводится к тому, что без монарха страна скатывается в пучину гражданской войны, которая будет неизбежно хуже любых тягот единоличного правления.
Есть правитель – есть государство.
Нет правителя – нет государства.
Уход правителя чреват гражданской войной.
Универсальная формула, в которую из века в век лишь подставляют нужные переменные.
Спустя столетие мир узнал имя Жан-Жака Руссо.
Этот французский философ считается основателем теории социального договора – той самой, что когда-то лишь оконтурил его предшественник.
Руссо исходил из того, что прообразом государственной модели является семья: отец – это прообраз правителя, нужда в авторитарном управлении которого отпадает по мере взросления детей. При этом он полагал, что право – это категория, которая базируется не на силе, а на долге. И что сами по себе сила и принуждение не создают власть, сопротивление которой было бы аморальным и несправедливым.
И потому любое государство, с точки зрения Руссо, – это продукт общественного договора.
Более того, философ писал, что "гражданский мир", который, по мнению Гоббса, является главным аргументом в пользу государства, не может быть универсальным предлогом. Что порой этот самый "мир" может быть сам по себе бедствием.
"Греки, запертые в пещере Циклопа, тоже спокойно жили в ней, ожидая своей очереди быть съеденными".
В концепции Руссо именно гражданин оказывается в центре системы. Философ подчеркивал, что любой суверен "образуется лишь из частных лиц", а потому у него нет и не может быть интересов, "которые бы противоречили интересам этих лиц".
По его мнению, отказ от свободы равен отказу от человеческого достоинства.
Более того – Руссо писал о том, что даже война не служит основанием для рабовладения, что победитель не имеет никаких оснований закрепощать того, над кем одержана победа.
По сути, Руссо дал универсальный ответ всем тем, кто считает, что авторитаризм не может служить основанием для восстания. "Бесполезно и противоречиво такое соглашение, когда с одной стороны выговаривается неограниченная власть, а с другой – безграничное повиновение".
По сути, заочный спор между Гоббсом и Руссо – это дискуссия о том, может ли человек считаться способным к самоорганизации настолько, чтобы собирать государственную машину заново в тот момент, когда она перестает служить его нуждам.
Это спор о том, чем, собственно, является государство – целью или средством.
Два мира.
Две системы.
/Источник/
Journal information