evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

НЭ. История вкратце

Оригинал взят у chispa1707 в НЭ. История вкратце
ПЕРВЫЕ ЦЕХА
Первая торговля-обмен была межплеменной: мы вам рыбу, вы нам пшено. И едва появилась внятная специализация, появились начатки «средневекового» цеха. Суть цеха ведь проста: клан специализируется и занимается тем, что приносит наибольшую пользу.

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ
Соль была нужна всем, плюс она хорошо хранится и позволяет сохранить мясо и рыбу. Соль и стала первым всеобщим эквивалентом (деньгами). А позже появился и металл, также удобный тем, что хранится бесконечно.

ПЕРВЫЕ КУПЦЫ
За новыми товарами приходилось ездить (плавать) подальше, и операции обмена стали тройными, четверными и так далее. И однажды до кого-то дошло, что можно заниматься только торговлей. Так появился прообраз первых торговых компаний, кстати, поначалу состоявших только из родственников.

ПЕРВЫЕ ФИНАНСЫ
Едва появились первые купеческие племена, появилась и конкуренция меж ними. Возник мотив заключать сделки на будущий урожай, а значит, понадобился и залог. Причем, для залога металл удобнее соли: слитки с клеймом ни подрезать, ни переплавить. Более того, у племен, переживших залоговые операции, появляется необходимость резерва. Перед нами первые финансовые операции – на племенном уровне. Определение ниже.

Финансы (от наличность, доход) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

НАЧАТКИ ГОСУДАРСТВА
Любая мать вправе рассчитывать на помощь детей, и она же вправе одарить менее удачливых добытчиков за счет более удачливых. Так же и в  племени: вся собственность общая, но руководят этой собственностью старшие – по-семейному. В качестве реликта эта семейная манера управления дожила до XX века – в Китае. Императрица Цыси собирала подати в довольно жесткой манере, но считала своей обязанностью вернуть собранное у «своих детей» тем же «детям»: регулярно собирая губернаторов, она по-матерински кормила их (кеш) с руки. Это и есть государство: собрать, чтобы затем снова раздать, - но уже из своих рук. То же делает разумная хозяйка: зарплату у мужа забирает, но кормит вкусно, а одевает престижно, - так, чтобы мужик на уровне подкорки помнил, из чьих рук он получает все, что имеет.

ПЕРВЫЕ ТАРИФНЫЕ СТАВКИ
Едва появляются излишки, возникает проблема справедливого распределения, но речь не идет о количестве вложенного труда: первое представление о справедливости связано со статусом.
Племя жестко иерархизировано по степени старшинства семей. Каждый вышестоящий уровень вправе ожидать от нижестоящих своей родительской доли. Чтоб подать собрать, а потом с руки покормить. Поэтому ответственные места, типа учета, клеймения, охраны, достаются старшим семьям. Уровень ответственности совпадает с уровнем старшинства и, в конечном счете, с размером доли. Именно так делили египетскую добычу мусульмане: вдовам Мухаммада по 10.000 частей, воинам – по 500, а детям вдов по 10 частей. И это не коррупция, это логика большой семьи: отцу – на зимнюю резину, а сыну – на жевачку.

ПЛЕМЯ КАК АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Солидарная ответственность племени возлагает издержки на всех, а управление доходами в руках немногих, - это принципиальный момент. Рискует совет директоров, а платят за этот риск рядовые акционеры. Рискнули наци, а заплатили за военное поражение рядовые немцы, их избравшие. Решает, прыгать или нет, мозг, а болят переломанные ноги. Схема вечна и универсальна.

КАПИТАЛИЗМ И СОЦИАЛИЗМ
На самом деле, ни того, ни другого не было, и нет. Есть единая система, объединяющая и то, и другое. Производство везде плановое и социалистичное, а торговля полна рисков и произвола.
Советский Союз производил по плану и платил «по труду», а торговал на свободном от марксизма-ленинизма мировом рынке. Индейцы в редукциях иезуитов производили массу продукции, по сути, за еду, а торговали это продукцией по всей планете. Крестьяне на монастырских землях работали бесплатно, а Коптской, Католической и Православной Церквям принадлежала треть мировых ресурсов. Форд – всем буржуям буржуй – у себя на заводах ввел вполне социалистическую дисциплину. А корни всего – в племенных порядках: для внутреннего употребления социализм (планирование), а для внешнего – капитализм (конкуренция).
Почему только так? Да, потому что боец не может допустить произвола на тренировках, - только жесткая дисциплина, самоограничение и труд, а потом выходит на ринг, и победа съедает все. Рынок это ринг.

ТРИ СЛОЯ
(версия)
Капитал всегда стремится слиться с властью; в каком-то смысле он всегда олигархичен, а клан Кеннеди равнозначен клану супруги Ким Ир Сена. Это все – Игроки, самый верхний слой цивилизации.
Второй слой – институт зиц-председательства, вся эта прокладка от министров, депутатов и президентов до ментов и пенсионного фонда. Эта прокладка и обеспечивает клановый характер управления и всенародный способ производства.
Третий слой – собственно народ.
Основа такого деления видна уже в Константинополе времен Ираклия: из четырех димов два ведущих – купцы и военная аристократия. Иногда военным кажется, что они круче, но это ненадолго.

АНТИЧНОСТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Сейчас, как никогда прежде, убежден: это одно и то же. Та же экономика, те же города-государства, те же технические задачи и те же успехи, - вплоть до прорывных плаваний вокруг Африки и античных артефактов в археологических находках Америки. Разделили эпохи преимущественно географически: античность на картинках южно-европейская и вообще средиземноморская, а возрождение отнесено на север. Только поэтому антика ходит в хитонах, а возрожденцы в соболях. При сицилийских и карфагенских плюс 50 градусов в соболях не походишь.

ТЕМНЫЕ ВЕКА
Соответственно, «темные века» ложатся на XVIII- XIX века. Аргументов полно.

КЛЮЧЕВОЙ ДОПОТОПНЫЙ ПРИНЦИП
Вассал моего вассала – не мой вассал. Этот принцип делает императора никем. Ни один крестьянин не подчинится императору, - пока этого не прикажет его сеньор. Между верховной властью и народом – пропасть, а потому убийства императоров никого не напрягают. Все меняется с введением Патриархата; именно это мгновенно централизовало власть и сделала монарха реальным субъектом власти над страной. Но об этом – отдельно.



ОСНОВА ПРАВА
Вассалитет это развитие, а затем и подмена родоплеменных отношений. Еще вчера это была одна большая семья, где сеньор знал молодаек в лицо и успевал покрыть всех, но, теперь свадеб 400-800 в год, а знать знает, что такое мыло, и удовольствие превращается в тяжкую и нелюбимую работу. На поздних стадиях испанский гранд торопливо переступал через брачное ложе с покорно возлежащей не всегда юной и свежей крестьянкой, получал десяток серебряных монет и на этом считал долг сеньора исполненным.
Совершенно то же делали и отцы-настоятели монастырей – на тех же правах феодалов. Только Великая Французская революция отменила сеньоральные права Церкви, то есть, на вопрос «кому принадлежала церковная собственность», ответ один: главам приходов. Не церкви, как единому целому, а вассалам епископов, бывших в свою очередь, вассалами Папы.

ОБЩАК
По сути, феодальная собственность идентична собственности криминальных групп: ОПГ имеют собственные деньги, хотя что-то отстегивается смотрящему, в свою очередь что-то отстегивающему авторитету. И это НЕ ЧАСТНАЯ собственность.
Точно также, кстати, формируется и собственность государства: местные бюджеты пополняются данью с местных коммерсантов, и часть отстегивается наверх – главной крыше. Структурно, государство – ясный реликт феодализма. И главное: собственность государства, криминальных структур и феодальная собственность – реликт собственности родоплеменной - с тремя основными правилами:
1. В общак вкладываются все.
2. Общак выстроен иерархически
3. Приватизация общака, как правило, невозможна

ПОЧЕМУ ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА
Технически поделить бабло несложно, но это сразу же приведет к обвальному падению возможностей. Пока деньги в куче, они – залог политической силы. Можно купить ген. Прокурора, можно выиграть войну, а главное, можно держать крупные проекты. Едва деньги поделены, общая сила испаряется, а вчерашние члены могущественной конторы становятся в один ряд с лохами.

НАЧАЛО ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Самое время заявить: первые финансовые операции произошли задолго до формирования частного капитала. С самого начала торговля – вотчина сильных семей, возглавляющих сильные племена. Монета в нынешнем виде еще не нужна, достаточно эквивалентных товаров, например, клейменых слитков меди или серебра. Именно такие слитки с клеймами племен, – чтоб знать, где чье, – таскал с собой Моисей. Именно таким слитком, если верить версии, что его рубили, являлся поначалу рубль.
Монета не нужна потому, что торгуют племена с племенами, а внутри племени – социализм. Сильно недооценен и тот факт, что монета появилась ДО становления частной собственности и государства в нынешнем понимании. Внутри страны рулят племенные кланы, и каждый клан несет ответственность за вес и качество своей и только своей монеты – по сути, маленького слитка. Именно поэтому у Флоренции своя монета, а у Венеции – своя, и каждый горожанин – соучастник местной «Коза Ностра» (общего дела) и реальный его акционер.
Более того, пока живо материнское право, и власть пронизывает общество насквозь – от прабабушки до правнучки, – сеньор города не является собственником своей собственной казны: он всего лишь держатель общака. Только введение патриархата позволит разрубить племенные узы, раздробить власть посемейно и поставить вопрос о собственности семьи.

О ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
На самом деле, частной собственности в чистом виде еще нет. Наследники могут объявить родителя недееспособным и через суд вступить в управление тем, чего не создавали. То есть, мы видим собственность СЕМЬИ, в которой глава – лишь временный управляющий с правом подписи.
История сохранила свидетельства о первых шагах к частной собственности, - когда отцы получили право лишать сыновей наследства. Забавно, что в Европе XIX века и речи не шло о лишении дочерей приданого. Какая уж тут частная собственность? Перед нами внятный реликт материнского права.
Думаю, частная собственность победит лишь после победы над семьей.

ПРЕСТУПНОСТЬ
Функционально мужчина – агрессор. Чем больше он отнимет у природы и других самцов, тем лучше будет обеспечено его потомство. Когда мужчины объединяются, они отнимают успешнее, именно поэтому в примитивных племенах под защитой права находятся только члены племени. Чужаки – вне закона, и это – норма.
Когда племя создает цех или компанию, действуют совершенно те же правила. ФУНКЦИОНАЛЬНО корпорация мужчин находится в состоянии хронической войны со всеми внешними корпорациями, что в качестве реликта передалось массе современных институтов.

За рамками законов действуют спецслужбы; у них война всегда.
За рамками законов действуют олигархические корпорации.
Периодически плюют на закон военные, приходящие к власти.
Само собой, вне закона работает профессиональная преступность.
Охотно работают с нарконаличностью банки, даже самые крутые.
Довольно независимы от государства разного рода Центробанки. На днях вычитал, что в России юридического определения термина «деньги» нет вообще; всякие «ценные бумаги» определения имеют, а деньги – нет. То есть, деньги – за рамками закона, а, возможно, и над ним.

Наблюдаемое СИСТЕМНОЕ беззаконие наиболее крупных структур закономерно. Закон хорош в коровнике, когда надо ткнуть доярку носом в расписание и указать ей, что время тебя доить еще не пришло, и у тебя еще есть законные полчаса для питания и релакса. Но если ты вышел на ринг, и проигравшего, по правилам чемпионата поставят на четвереньки и заставят целовать победителя в анус, забудь о законе коровника. У тебя один закон – победа.
В этом основная причина того, что все идет, как идет: внизу, начиная от президента (обычно включая его), почти ни перед кем такой выбор не стоит.

ПЕДЕРАСТИЯ
Пропаганда педерастии – еще один камень на могилу свободы. Гена педерастии нет, какой-либо предрасположенности к ней так и не нашли. А что есть? А есть мальчик, на каком-то этапе испугавшийся настолько, что отказался выполнять основную мужскую функцию – сражаться. Как тот павиан Конрада Лоренца, с визгом подставлявший зад доминантному самцу – лишь бы простили.
Как только мужчины планеты внутренне согласятся считать педераста ровней себе, они станут ему ровней – на деле.





ОСНОВНОЕ:
Владеть можно только своим
А вот управлять можно как своим, так и чужим – по той или иной доверенности

РОДОПЛЕМЕННОЙ УКЛАД
Основание владения: принадлежность к племени
Обряд, освящающий право владения: не нужен, все и так знают, кто есть кто

Основания для передела владения: претензия других членов племени
Обряд для передела: изменение группового статуса, как правило, после посвящения в мужчины мальчишек; нарушается возрастное распределение ролей, и старшие мужчины переходят в разряд старцев

Основание для отъема владения: только нарушение абсолютных запретов
Обряд, узаконивающий отъем: только изгнание из рода. После этого обряда можно и убить

ПРИМЕЧАНИЕ: мужчины и женщины одного племени, как правило, принадлежат разным родам, и собственность родов жестко разделена и обоюдно табуирована. Мужчина, надевший дамские трусики, будет изгнан, а затем убит, поскольку посягнул на чужое. А вот мальчику можно – поскольку он принадлежит роду матери. Но можно лишь до тех пор, пока ему не присвоили статус мужчины. Едва он станет мужчиной, его передадут в соседнее племя, где все мужчины принадлежат роду его матери. И вот здесь на женское имущество – жесткое табу: все женщины там для него чужие
Владение от управления еще не оторвано: женщины управляют женским имуществом, а мужчины – мужским.

ФЕОДАЛЬНЫЙ УКЛАД
Основания и обряды, касающиеся владения семейным имуществом, совершенно те же, что и в самом примитивном племени. Но здесь есть сельское хозяйство. Принадлежит земля женщинам (в силу племенных матриархальных реликтов), но вот пахать на ней приходится мужикам, а мужики все - чужаки. Встает вопрос о праве УПРАВЛЕНИЯ ЧУЖИМ.

ПРОБЛЕМА С ТАБУ
Вспахивание целины сродни дефлорации, этим привычным путем народ и двинулся: у Геродота, кажется, есть описание этих довольно кровавых сельских обрядов, - от богов откупались, в том числе, и отрезанными фаллосами.

ПРОБЛЕМА С ДЕЛЕЖОМ
Кое-где пошли напрямую – через родственные браки, делавшие имущество действительно общим. Эти сообщества и ныне самые отсталые (другими словами, стабильные). Другие применили смешанную форму: брак строго внутриплеменной, но внутри семей – никакого кровосмешения. Ротация собственности меж семьями есть, но за пределы деревни она не уходит. Скотоводы-кочевники шли тем же путем.
Точку на ротации собственности поставит патриархат, но это уже – революция сверху.

ТОРГОВЛЯ
Торговые племена первыми уткнулись в подлинные трудности. Собственность подвижна, а кто рулит, не всегда ясно. Наследство - по женской линии, но делает деньги мужик.
Где-то здесь и появился феодализм.

НЕЗАМЕЧЕННАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
Если купец поставил несколько факторий на нескольких реках и взял в жены несколько дочерей нескольких местных вождей, то племенам (в лице жен купца) принадлежит лишь начальный и конечный товар. Прибавочная стоимость, возникающая в процессе обменов, видна ТОЛЬКО купцу.
Более того, прибавочная стоимость – по понятиям – его и только его собственность. Она возникает из ничего, точнее, из сугубо купеческих талантов. Однако, ни одному вождю племени этого не объяснить: что такое абстрактное мышление (включая математические операции) на уровне вождя понять нереально.

СТАНДАРТНАЯ КУПЕЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Надо купить зерно у одного из десяти племен мелкого царства.
На одном поле зерно мельче, но посеяно чаще, на другом наоборот. Видимо, надо ориентироваться на общий вес.
Если купить сейчас, пока зерно сырое, вес будет больше, а если через неделю, то зерно чуток подсохнет, и вес будет меньше, а пищевая ценность – выше.
Поскольку объяснить вождю тонкости взвешивания не всегда получается, можно купить все поле – с условием жатвы и обработки. Но возникает вопрос качества. Судите сами.

Средняя влажность зерновой массы составляет 23-25%, а в отдельные влажные годы и больше. Влажность сорных примесей в зерновом ворохе составляет 40-45%, а иногда и больше. При хранении такого зерна в нем идет перераспределение влажности между примесью и зерном, что приводит к увеличению влажности зерна, а значит, и его веса.

Может ли купец объяснить все эти тонкости, отчитываясь перед одной из туземных жен при передаче ее племени 30 мешков зерна в обмен на 50 мешков пушнины? Возникает чисто мужская собственность.

КОЛОНИЗАЦИЯ
А теперь представьте себе ПЛЕМЯ торговцев. Их матери и сестры сидят в родном городе и точат лясы, а мужики, вошедшие с помощью женитьбы в десятки родов и наставившие факторий по всем рекам округи, активно создают капиталы. По сути, перед нами самый первый этап колонизации; именно так северные африканцы (тунисцы, магрибцы, греки-копты, сефарды и ашкеназы) в свое время колонизовали Европу.

Параллельно неизбежно формируются две элиты:
1. Имперская. Поднявшиеся на торговле роды (сестры, братья и племянники) купцов.
2. Национальная. Присевшие на экспорт ресурсов туземные жены и дети купцов.

Неизбежный конфликт этих элит мог бы не состояться, если бы купеческие племена вошли с туземными племенами в полный симбиоз и начали отдавать им в жены своих сестер. Но этого не будет по единственной причине: туземный жених заточен на ДОБЫЧУ соболя или соли, и он не найдет приложения своим силам в торговом городе. Купцу везде есть чем заняться – хоть в Сибири, хоть в Мексике, а вот охотнику или шахтеру иначе как в своих краях не состояться.

Поэтому купчихи ищут женихов ровно в таком же торговом племени, а туземные царицы – среди тех, кто живет сходным образом и выполняет более понятные задачи, например, силой присоединяет отсталые племена, сидящие на землях, богатых солью, медью или, на худой конец, пушниной.
По сути, туземные элиты уже на этом уровне обслуживают интересы родственного, но не вполне дружественного им мирового капитала.

РОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА
Там, где напряжение меж двумя элитами слишком велико, возникает оммаж. Местных пацанов (необходимых как переводчики, кладовщики, счетоводы) купцы официально принимают в род (семью). По сути, это обычная племенная инициация с символической смертью с использованием наркотиков и насилия, упомянутая в истории средневековых торговых компаний. Иногда новобранцев бьют, иногда ему предстоит пятикратно испить молока женщины принимающего рода, иногда приходится целовать сеньора в анус или в уста – где как принято. Это и есть феодальный оммаж. Обязательные элементы – кровь и причащение.

Когда выясняется, что принятый в семью чужак пашет на дяденьку ничуть не хуже, чем свой, а порой и лучше (понтов меньше), процесс принимает лавинообразный характер, и начинается известный нам по книжкам феодализм «вассал моего вассала не мой вассал» и так далее.

Схема подхватывается и туземными царьками. Дочерей за подчиненных дикарей они не отдают (это ведет к утечке информации и претензиям на власть), а вот принять в род после пятикратного отсасывания женского молока или поцелуя сеньора «в те уста, что не говорят по-фламандски» – легко.

Именно в этот короткий период тысячи благородных девиц заживо гниют по монастырям, потому что их дяди и братья не хотят делиться властью – ни с кем.

ФЕОДАЛЬНЫЙ УКЛАД
Основание владения: принадлежность к вертикали сеньора
Обряд, освящающий право владения: оммаж сеньору и женитьба на хозяйке лена

Основания для передела владения: уличение в нарушении интересов сеньора
Обряд для передела: МНЕ НЕИЗВЕСТЕН

Основание для отъема владения: предательство интересов сеньора
Обряд, узаконивающий отъем: суд сеньора, иногда «Божий суд», на который сеньор по полному праву выставляет против подсудимого лучшего бойца своей армии

ПРИМЕЧАНИЕ: Владение и управление на этом этапе абсолютно разделены по полам: женщины – владельцы, а мужчины – управляющие. Можно не присягать никакому сеньору, - если у тебя и так много земли, но это не выход: член феодальной вертикали развивается на порядок быстрее одиночек.

ПАТРИАРХАТ
Патриархат вместе с первородством внедрен в приказном порядке и с самого верху. Причина примитивна: семьи, достигшие самых верхних этажей, отсекли от претензий на власть конкурентов.
Право первородства сделало всех зачатых от сеньоров первенцев главными наследниками своих матерей, и мгновенно простроило пирамиду богатства сверху вниз. Новшество было выгодно всем, кроме самого низа. Ясно, что крестьяне заволновались, но у них не было ни оружия, ни должной организации, ни грамотных вождей.
Патриархат – вторая сторона той же медали. По сути, этим был легализован статус-кво, когда имущество и так все равно в руках мужчин.

ПРИДАНОЕ И КАЛЫМ
Не помню, что я об этом писал, но что-то очень логичное и красивое :)

ПЕРЕЛОМ
Именно здесь, при переходе к патриархату и праву первородства появляется капитализм, как он есть, то есть, право на собственность не рода, но семьи. Я об этом уже писал.

ВЛАДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ

Основание владения: исполнение закона
Обряд, освящающий право владения: юридическое (нотариальное) закрепление

Основания для передела владения: ротация финансовых обязательств
Обряд для передела: голосование совета директоров либо решение суда

Основание для отъема владения: неисполнение платежей
Обряд, узаконивающий отъем: обычный суд

ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь все ровно то же, что и на предыдущих ступенях, просто лучше отлажены механизмы. В каком-то смысле формаций нет, есть постепенное усложнение структур и упрощение процедур.

Ну, вот… вкупе со всем написанным прежде, СТРУКТУРА ИСТОРИИ ГОТОВА ЦЕЛИКОМ. И развиваться описанные процессы должны со скоростью пули. Я реально не уверен, что человечеству разумному сколько-нибудь больше 300 лет.

Tags: Мнение
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments