КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №1
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №2
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №3
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №4
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №5
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №6
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №7
КИТАЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. Часть №8
Изначальная вестернизация Китая ещё до революции 1911 года.
Кан Ювэй как пример социального философа-модерниста.
Буддизм как европейская инспирация и его начальные шаги в Японии и Китае.
Бессмысленность (но также неизбежная удачность) западной революции в и так вестернизированном Китае.
ВЫСШИЙ ЭШЕЛОН
Всего в сорокалетнем китайском шурум-буруме можно выделить пять периодов:
1. Революционный хаос (1911-1917). Считается что за это время произошло три революции.
События первого периода излагаются, в общем, адекватно, но недостаточно. Запад не любит вспоминать китайскую революцию, потому что здесь с максимальной очевидностью видна неприложимость и даже вредность либеральной концепции. Любому гимназисту понятно, что «реакционные монархисты» в Китае были защитниками родины и дальновидными политиками, а «пламенные революционеры» недоучками и шпионами. Наглядно видны и результаты революционной деятельности. Это развал страны и потеря независимости.
Однако сами факты, повторяю, излагаются правильно. Беда в том что события шли долго и сложно, и недостаточность внимания к этому периоду приводит к тому, что у людей не появляется связной картинки. Возникает ощущение бессмысленного калейдоскопа.
2. Развал (1917-1927). Существование Китая в виде 10-15 фактически независимых государств.
Здесь события тоже излагаются адекватно, но сами китайцы по понятным причинам очень не любят вспоминать период, когда Китай был чисто географическим понятием и состоял из 15 независимых государств. Европейцы же мнутся из-за откровенного хищничества тогдашней политики. К тому же тут действительно калейдоскоп и тема слишком сложна для связного описания. Глаза разбегаются.
3. Режим Чан Кайши (1927-1937). Частичная консолидация под эгидой полуноминального лидера.
Консолидация Чан Кайши коммунистическими историками подаётся как абсурдная борьба с КПК, это придаёт ситуации сюрреальный оттенок. В России до сих пор смотрят на события через эти очки (если вообще смотрят). Запад опять-таки не любит расчёсывать нанкинский период из-за явного неоколониализма.
4. Военный период (1937 – 1945). Распад под влиянием японской агрессии.
Если освещение первого-третьего периода можно оценить в три балла, то «вторая японо-китайская война» это твёрдая двойка.
Война есть война, её историю пишут победители. Но из-за этого штука это достаточно простая, так что разобраться довольно просто. Проблема в том, что Китай... ну, в общем, вторая мировая война началась из-за Китая (не из-за Испании же), а участие в войне Китай не принимал. Потому что консолидация Чан Кайши была фантомом. И с какой стороны не подойди, Китай в ВМВ это такая чушка, что ни в какие ворота. Где сядешь, там и слезешь. Вроде ВМВ заэкранизирована до предела. А много вы видели фильмов о «китайском фронте»? То-то. Так что тут замалчиваются сами факты. Примерно как «неинтересная» корейская война. (Для военного историка, как я уже говорил, самая интересная. Потому что это прообраз 3 мировой – с реактивными самолётами, всамделишными танковыми армиями и чуть ли не атомными бомбардировками).
5. Китайская республика (1945 – 1949). Второй период частичной консолидации под властью Чан Кайши, закончившийся победой коммунистов.
Ну а период 1945–1949 годов совершенно фантастический, на уровне религиозной истории. Можете смело забыть всё что «знаете» об этом 4-5-летии. Там всё было с точностью до наоборот. Тут официозной историографии можно поставить единицу.
А, пожалуй, и ноль.
Journal information