Уже много десятилетий назад парапсихологи поняли, что обнаружить у людей способность предвидеть будущее и двигать предметы усилием воли они не могут.
Тогда постепенно фокус их усилий сместился на опыты со случайными событиями. Предполагалось, что испытуемые сумеют либо угадывать, какое событие будет следующим, либо влиять на него, чтобы оно было таким, как они хотят.
Почти сразу выявился шаблон, которому следовали не все, но большинство экспериментов. Первые несколько десятков опытов казались успехом: подопытные действительно угадывали и определяли чаще, чем предписывала теория вероятностей. Чуть-чуть чаще, но все же, как говорят ученые, статистически значимо.
Но затем неизбежно начинался спад.
Количество успехов возвращалось к предсказанному теорией вероятности, а затем... спускалось еще ниже.
Испытуемые начинали угадывать реже, чем если бы просто случайно попадали «в масть».
Этому феномену придумали множество объяснений.
Самое распространенное – что испытуемые как бы устают использовать свою психическую силу. Для этого спада даже придумали собственное название «негативное пси».
Спенсер Браун пошел другим путем.
Опыты так и не выявили никакого достоверного пси.
Что, если дело совсем не в силе чьего-то разума, а в том, что теория вероятностей ошибочна, и в реальности случайные события ведут себя не так, как она предсказывает?
Для проверки он устроил собственный эксперимент с угадыванием карт, которые случайным образом выбрасывала специальная машина. Вот только угадывать должен был не человек, а... другая такая же машина. У нее заведомо нет никаких психических сил, так что должен был получиться опыт с чистой случайностью.
И опыт показал такой же точно шаблон, что и у парапсихологов.
Машина вначале угадывала чаще, чем должна была, затем словно бы устала и в конце концов, после нескольких тысяч карт, стала отставать от предсказаний теории вероятностей.
К сожалению, работы Джорджа Спенсера Брауна не получили заслуженной известности среди ученых.
Но немногочисленные последователи смогли найти другие подтверждения его выводов.
Оказалось, что многие процессы в природе – от дорожных происшествий до распространения эпидемий – подчиняются тому же закону.
Редкие, маловероятные события всегда группируются ближе к началу выборки.
Чем дальше.
Тем их становится меньше.
Опытные игроки давным-давно сформулировали принцип «новичкам везет». Ученые презрительно отвергли его, как суеверие. Вероятностям – сказали они – нет дела до того, только ли начал человек играть, или же занимается этим всю жизнь.
Случайное событие есть случайное событие.
Но оказалось, что игроки были правы, а ученые ошибались.
Новичкам действительно везет, и не только в играх. События, редкие для игроков с многолетним стажем, несколько чаще случаются с начинающими.
Как вселенная определяет, что именно это событие находится в начале цепочки, а не в середине или конце?
Нелинейная вероятность, обнаруженная Спенсером Брауном и его учениками, показывает, что в мире есть какая-то глубокая и непонятная нам асимметрия, и очень похоже, что она носит не столько физический, сколько смысловой характер.
Journal information