
В продолжение темы:
Даже если …
Кого можно считать разумным - зависит от того, какое именно поведение мы определяем под сознательным.
/Александр Сергеев/
Неправильно говорить будто разумом обладает тот или иной объект, Разум - это не атрибут того или иного объекта, в гораздо большей степени это способ рассмотрения, в который мы этого человека включаем.
Сама проблема разумности это не свойство непосредственно объекта, это способ нашего рассмотрения объекта.
Способы рассмотрения процессов - каузальный и телеологический.
Очень многие процессы можно рассматривать и с той, и с другой точек зрения.
Разум подразумевается нами в тех случаях, когда телеологический способ объяснения мы находим более естественным, чем каузальный.
Возьмем не биологические объекты: Корпорация имеет цель повышение прибыли акционеров, она к ней стремится повышая свою эффективность. Это образец того, как "коллективный разум" правления корпорации подавляет индивидуальное волевое решение одного участника (например, ее владельца).
Те крупные объединения людей (social units=social agents) являются по сути разумными единицами.
Разумными не в том смысле, что они являются человекоподобными.
Это могут быть не только именно корпорации, но крупные организации, церкви, государства.
Это сеть связанных сетью единиц, совместное действие которых имеет цель и подчиняет достижению ее индивидуальное поведение.
До той степени, до которой мы отождествляем свои цели с целями таких надчеловеческих объединений, мы сохраняем способность на человеческое поведение.
/Грегори Бейтс | Разум и Природа/
Journal information