evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Миф о Сизифе

Оригинал взят у anti_tanatos



У Сизифа нет надежды, но нет такой судьбы,
которая не может быть преодолена
с помощью презрения к ней.

/Альбер Камю/


В естественной установке сознания (то есть биологически обусловленной, изначальной его настройки, которая искажается, дополняется и уходит на второй план в итоге прогресса культуры) будущее видится человеку бесконечным продолжением своего пребывания в мире.

Ему известен, конечно, эмпирический факт смерти, но это ничего не меняет.

Осмысливая факт, он воображает либо свое переселение куда-то (на «тот свет», в другое тело), либо погружение в «сон без сновидений» и последующее пребыванием там (в ином месте или состоянии сна) на протяжении сколь угодно длительного времени.

То есть в любом варианте перед мысленным взором развертывается будущее пребывание в мире. Естественная установка, таким образом, внушает человеку иллюзию бессмертия.


Внушает с логической необходимостью, так как мыслить свое небытие в мире логически невозможно (при том, что возможность такая мнится очевидной).

Знание же о ней, о иллюзии естественного бессмертия, приходит далеко не в первобытном, не в естественном состоянии.

Литературные памятники указывают: прошли тысячелетия развития культуры, прежде чем человеку стала открываться подлинная смерть, то есть он узнал о конце своего существования как такового. А это и есть выход из естественной установки, ибо оно, подлинное, конечное существование уже не пребывание в мире, а собственное существование сознания и неотделимого от него Я (существование души).

Какой же признак высвечивает в речах и текстах знание подлинной смерти (и, соответственно, выход из естественной установки)?

Признак – описание или как минимум указание на ощущение бессмысленности жизни.

Случаются мгновения, когда человек внезапно осознает конечность своего существования, – переживает ее аподиктически очевидной, логически необходимой, то есть вдруг возникает ощущение, в котором узнается собственная смерть.

Ощущение мучительно, вызывает страх, и от него можно уйти, сочтя болезненным наваждением, но – пока оно не забыто, не вытеснено из сознания, с той же абсолютной ясностью переживается бессмысленность жизни.

Это – чувство, это непосредственное чувство, исключающее всякие сомнения.

Оно давным-давно известно.
Стоит ли чего-то заготавливать и какую цену имеет веселье, если завтра же не будет души, для коей «добро» заготовлено, и которая могла бы вспомнить о своих удачах, трудах, радостях? Есть, конечно, немало людей, которые пытаются доказать, что над нашими достижениями смерть не властна.

Но что это меняет?

Достаточно приблизиться к переживанию конечности существования и, стало быть, ощутить бессмысленность, как все рассуждения о вечности каких бы то ни было достижений оказываются ложными.

Это – чувство, это непосредственное чувство, исключающее всякие сомнения.

Сомневаются те, кто не вполне ощутили.
Именно такими были стоики.
В той ситуации, когда возникает подозрение о бессмысленности жизни, они считали целесообразным самоубийство, воображая его средством приобщения к идеальной разумности мирового целого. Самоубийство было в их глазах достижением, над которым не властна смерть.

Таким был и Камю, полагая вечным достижением - презрение к судьбе.






Tags: Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm february 9, 22:43 76
Buy for 20 tokens
Жизнь - лукавое обольщение, желанная сладкая ложь, а смерть - неожиданная горькая правда, которой лучше вовсе не знать. А узнав, отменить усилием воли и забыть навсегда. Из всех искусств, которыми следует овладеть мудрому человеку, важнейшим является искусство самообмана: пока…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments