
Список неосознанных магических специализаций.
Человек, который создал оккультизм.
Рациональная магия.
Безумство и магия.
Наука, религия и магия.
Тень магии.
Парацельс – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм и его «Магический Архидокс».
Так вот Парацельс несколько страниц своей книги потратил на разъяснения, что для каждой болезни нужно средство той же природы, что и причина этой болезни.
И если она вызвана, скажем, заразой, то магия тут совершенно бессильна – придется физически устранить заразу.
Зато если недуг происходит от колдовства, то есть, говоря по-нашему, вызван внушением или самовнушением, то лекарства будут неэффективны, зато ритуалы и заклинания – как раз то, что нужно.
У него же есть рассуждение, что все эти ритуалы и заклинания нужны по большей части для того, чтобы пробудить воображение и довести его до состояния экзальтации.
Нет смысла говорить о какой-либо магии в отрыве от религии. Это, как я теперь знаю, поддерживают многие серьезные религиоведы.

Религия же – система символов, которые описывают мир.
С их помощью человек устанавливает и поддерживает связь своего личного опыта с более широкой реальностью, лежащей за его пределами.
Большинство ритуалов вообще не имеет прикладного значения – от них не ждут физических, видимых результатов. Они именно что устанавливают связь человека и более широкого мира, в том числе общества, к которому он принадлежит.
Можно сказать, что при помощи ритуала человек помещает себя в контекст.
Символы религии описывают мир, каким он, по мнению этой религии, является на самом деле. В том числе описывают, какое место в мире занимает человек. Развитые религии добавляют к этому еще одно измерение – какое место человек должен занимать.
В ритуале человек утверждает себя именно на этом месте, настраивается чувствовать и действовать так, как ему надлежит чувствовать и действовать согласно великой схеме вещей. Для этой цели трудно найти более подходящее средство, ведь ритуал – прекрасный способ самовнушения.
В результате возникает совершенно особое осознание – осознание себя не просто частью чего-то большего, а частью необходимой. У тебя есть обязанности по отношению к миру, но и у мира тоже есть обязанности по отношению к тебе. Ты встроен в действующую, работающую систему.
Тут нет разницы между ритуалами, утверждающими человека как часть социума, и ритуалами, утверждающими его как часть мира.
То есть, если по-простому, между магией «общественной» и магией «волшебной».

В любом случае права и обязанности идут рука об руку. В обществе, если я обязан делать что-то, то мне дана власть, для этого необходимая. В мире, которым управляет магия – точно так же.
Пойми, для чего ты здесь, и поймешь, на что ты способен.
Есть вообще теория (не слишком популярная, правда), согласно которой вся наша технология в каменном веке начиналась с ритуала.
Словесная речь, разведение огня, приручение животных, изготовление лодок и колесниц – все это когда-то было частью культа, и только потом стало чисто прикладной деятельностью.
И если цель человека в жизни – познание и упорядочивание мира, то именно так он ее и выражает.
Производительный труд, обучение и исследование, изменение мира сообразно идеалам осознанности и справедливости – это и есть настоящие ритуалы. Если, конечно, их совершать с осознанием, что ты исполняешь свое предназначение в мире, а не просто отбываешь смену.

Вначале люди верили, что миром правят боги, обладающие личностью и волей.
Чтобы добиться успеха, нужно было так или иначе им приглянуться. Кто-то пытался это сделать праведностью и служением, кто-то – знанием тайных символов и могущественных слов. Кому-то, как считалось, боги просто благоволили за красивые глаза. В просторечии таких называют везунчиками.
Мысль, что человек может что-то сделать просто собственной волей и верой, показалась бы в то время абсурдной.
Материализм провозгласил, что природные силы слепы и безличны. Они по-прежнему сильнее человека, но человек умнее и изобретательнее. Он может подчинить себе эти могучие силы, как когда-то подчинил животных вроде быков и слонов.
В пределе они будут служить ему.

И вот этот процесс освобождения человека от природы (по крайней мере, в его собственном воображении) достиг крайней точки.
Теперь оказывается, что сама природа с ее законами – всего лишь порождение человеческой веры и убеждений.
Люди сами творят свою вселенную от начала и до конца.
Они – единственные боги и единственные силы, которые реально существуют.
Это предельная точка гуманизма, а вовсе не возрождение древней веры.

Journal information