Обрисую текущую тему, кратко:
Я посмотрел забойный советский мультфильм "Шкатулка с секретом"(1976).
Посмотрел, порадовался, составил своё мнение.
Потом прочёл рассказ Одоевского "Городок в табакерке", по которому был сделан мультфильм.
Здесь уже возник стереоэффект, потому что мнение сформировалось сразу после мультфильма, а рассказ его не изменил, но дал возможность сравнить оригинал с адаптацией и оценить пройденную за 132 года дистанцию.
Музыкальная шкатулка - это, очевидно, символ государства, идеального Государства с большой буквы, о котором мечтал Платон, и которое Гегель разглядел в прусской монархии.
Колокольчики - народ, или производители.
Молоточки - каста, которую Платон назвал стражами, шире - весь аппарат государственного принуждения и индоктринации, от армии до школьных учителей.
Валик - власть, как таковая, тот самый "Голем, который хочет жить"; у Платона эту роль играют правители-философы.
Характерная метафора - детали шкатулки рабски подчиняются вращению валика, но и валик не способен отступить от мелодии, которая высечена на его боках.
Наконец, пружина - это то, что стоит над политикой, то есть религия или идеология. У Платона это некая изначальная идея, базовый принцип, вокруг и ради которого конструируется идеальный город.
У Гегеля - Абсолютный Дух, который стоит за мировой историей и развитием человечества.
В общем, понятно.
Государство - это прежде всего механизм с жесткой иерархией деталей.
Одоевский озаглавил своё произведение "Городок в табакерке", то есть, дословно, "большое в малом". Мультфильм называется "Шкатулка с секретом" - простая схема не сработала, всё оказалось сложнее.
Достаточно сказать, что в мульфильме шкатулка - предмет из прошлого, которая давно сломалась и перестала работать. ("Это такая раньше музыка была?")
Шкатулка сломалась, и папа предлагает мальчику самостоятельно подумать о том, почему это произошло.
Разгадай секрет, ведь "ты уже не маленький".
Мальчик начинает пристально разглядывать шкатулку, и, в итоге, оказывается внутри. На этом сходство с сюжетом Одоевского кончается.
У этого мальчика есть задача - разобраться в ситуации.
Его позиция, точка зрения, образ мышления были бы невозможны в мире Одоевского. Миша из "Городка в табакере" слышит музыку, видит город и общается с его обитателями. Он видит действующих лиц, но не видит стоящего за ними механизма. И только в конце ему удаётся охватить взглядом всю систему в целом, в чём, собственно, и состоит идея рассказа.
В мультфильме мальчик работает именно с механизмом.
Каждый раз он начинает с конкретной детали и её функции, и только затем нам показывают символический аналог данной детали на сцене "театра". Сам мальчик с этим фигурами никак не взаимодействует, он остаётся за кулисами. Та же пружина не является для него чем-то сакральным, тем более, что она всё равно уже сломалась. Он окончательно её разматывает, а затем собирает заново, но уже в рабочем состоянии. Разобравшись с функциями отдельных деталей, мальчик начинает понимать логику механизма в целом.
И вот он уже готов к пробному пуску модели, чтобы восстановить цепочку событий, приведших к краху. В этот момент начинается действие "сказки в сказке".
Перед нами проходят всё те же действующие лица - колокольчики, молоточки, валик и пружина.
Правда, с поправкой на двадцатый век и эволюцию данной идеи в авторитарных и тоталитарных государствах.
Пружина здесь всяко не личность, а всеобъемлющая идея, вроде Партии, Родины.
Остальные фигуры действуют на фоне некой колоссальной горы-задника, а пружина и есть эта гора, вернее, её сердцевина. В общем, колокольчики трудятся, молоточки обеспечивают исполнение, валик ставит задачи, а пружина направляет и вдохновляет.
Как бы то ни было, вместо того, чтобы жаловаться, детали спорят, какая из них главнее.
С одной стороны, формально тут всё для народа, то есть для колокольчиков, ведь именно они производят музыку. Молоточки, как и положено сотрудникам соответствующих органов, гордятся своей избранностью, они непосредственно связаны с валиком и служат проводником его воли. Валик понимает, что на самом деле всё тут вертится вокруг него, так как он олицетворяет власть. На самом деле, все их действия подчиняются пульсу Пружины, и т.д.
И тут на сцене появляется шут, петрушка, арлекино, джокер. Интельская позиция. Intelligencia.
Вообще, сделано конечно блестяще.
Вот колокольчики начинают свой танец.
"Колокольчики поют,
Музыка играет,
Никогда не устают,
Хор не умолкает".
Из люка в полу высовывается шут, неказистый карлик, со своим робким "хоть я не лезу на глаза, позвольте слово мне сказать!"
"Вы меня не замечаете, а я, между прочим, имею мнение", ага. Естественно, его все игнорируют. Затем на сцене появляются ровные ряды молоточков.
"Молоточки тук, да тук,
Тукают охотно,
Извлекать умеют звук
Из чего угодно!"
Наступающие молотки кажутся прямой цитатой из фильма The Wall, при том, что мультфильм вышел раньше. Гордый девиз молоточков - "Рады постараться!". Кто бы сомневался.
Шут, естетственно, бросается от них наутёк и снова прячется в свою нору, откуда продолжает жалобно тянуть "хоть я не лезу на глаза, позвольте слово мне сказать!".
А вот на сцене появляется Валик. Это уже не равнодушный "надзиратель в халате на диване", который следит за всем, ни на что не обращая внимания. Это жестокая колесница Джаггернаута, асфальтовый каток, который давит всех, кто встаёт у него на пути.
"Это валик, от него
Никуда не деться,
В этом функция его,
Должен он вертеться!"
"Я важнейшая деталь - нет меня нужнее" - гордо заявляет он. Осмелевший шут тут же пытается на него залезть, но Валик неожиданно поворачивается и давит его. Тем не менее, шуту каким-то образом удаётся прицепиться к власти.
Наконец, на сцене появляется Пружина. В этот момент с шутом происходит очередная метаморфоза. Он выскакивает, заглушая её песню, с яростным криком:
"А ну пошли за мною все!
И я открою вам секрет!"
Обратите внимание, что в этот момент он буквально заслоняет Пружину. Да, шут не может найти общего языка с колокольчиками, боится молоточков, пытается паразитировать на валике. Но с пружиной - то есть, в моей трактовке, с идеологией - он готов состязаться на равных. Это его территория, источник его силы.
"Пошли за мною вслед скорей,
Я докажу вам, кто важней!"
Взмахом руки он превращает гору государства в воронку, ведущую вглубь земли, в недра механизма. Шут собирается продемонстрировать собравшимся изнанку их мира.
"...В напряжении держать, кого надо буду!" - пытается продолжать Пружина, но шут уже перетянул внимание на себя.
"Вы хвастуны, как ни крути, мне даже слушать вас..." - он аж задыхается от возмущения. Мы становимся свидетелями конфликта между идеальной схемой и истинным знанием, на которое претендует шут. Свою гневную отповедь детали начинают веским "Ты никто!" И звать тебя никак.
"Ах так? Могу я дать ответ -
Уж я-то знаю, где секрет!"
Детали начинают нервничать:
"Секрет? Какой ещё секрет? секрета никакого нет!"
Всё, шут нащупал уязвимое место.
"И всё ж я знаю, в чём секрет!
И я могу вам дать ответ!"
"Секрета нет, секрета нет, секрета никакого нет!"
Наступает апофеоз.
"Ты просто лишняя деталь,
Тебя и выбросить не жаль!"
Пришло время главных аргументов.
С одной стороны, у нас жёсткая схема общества.
Одни работают, другие контролируют, третьи управляют, четвертые приводят в движение.
От конкретного рабочего дяди Васи до абстрактной идеологии, всё подчинено единному принципу. Для рефлексии здесь просто нет места. Не зря Платон предполагал, что в его идеальном городе придётся избавиться от поэтов, музыкантов, актёров и всего такого. Действительно же, лишняя деталь!
Но с другой стороны...
"Лишняя", "не нужен вам",
А без меня вы просто хлам! (хлам-хлам)
Сломается вот эта штука -
Шкатулка не издаст ни звука!"
Вот она, сила человеческого "Я". Cogito ergo sum Декарта, усиленное местоимением первого лица - "Я мыслю, следовательно, Я существую".
И вы существуете лишь потому, что я способен осмыслить ваше существование.
В чём был смысл Спарты, как не в том, чтобы служить вдохновением для других эллинов, которые сами спартанцами не были? И что бы от неё осталось, если бы некому было её воспеть?
Я индивидуальность, говорит шут, и в этом моя сила; одно это ставит меня выше любого механизма. "Без меня вы просто хлам!" - мне слышится здесь пафос Алисы, бросающей в лицо королевскому суду убийственное "Хватит притворяться! Вы просто колода карт!"
(Можно также обратить внимание на то, что шут является воплощением маленькой детали, которая позволяет ключу завести пружину, то есть олицетворяет связь с Небом; хотя, боюсь, эта метафора уведёт нас в сторону.)
"Сломается вот эта штука..."
А затем он поворачивается и хладнокровно ломает её. И вслед за этим рушится вся система.
Я хочу выделить одну деталь, которая для меня очень важна. У нас есть обрамляющий сюжет про мальчика и его отца, и есть некая последовательность событий, которые происходят в ожившей шкатулке.
Если шкатулка - это человеческое общество, то о какой внешней позиции можно говорить?
А между тем, мальчик представляет именно внешний мир, о чём свидетельствует его главный инструмент и символ власти, заводной ключ. В моём восприятии, мальчик и его отец ("а какой тогда был папа?") играют роль, которую я бы связал с концепцией люденов, или хомо супериор.
Они - социоинженеры, Маги Спирали.
В конце концов, всё происходящее - всего лишь урок для младшего, которому старший принёс объект для медитации, сломавшуюся музыкальную шкатулку. Ведь любой артефакт потенциально содержит в себе всю необходимую информацию об обществе, которое его создало...
Journal information